Что ждет Израиль после войны в Секторе Газа?
С 7 октября Израиль изменил направление своей традиционной позиции самообороны и вместо тщательного выбора целей своих атак в секторе Газа сосредоточился на подходе массового наказания гражданского населения с целью нанесения максимального ущерба. Кроме того, согласно оценкам, половина боеприпасов, которые Израиль использовал в войне, представляли собой неуправляемые бомбы, что привело к увеличению числа убийств палестинского гражданского населения.
Table of Contents (Show / Hide)
Факты о войне в Газе: два миллиона перемещенных лиц, тысячи разрушенных домов, более 28 000 погибших и около 70 000 раненых. По сообщениям агентств по оказанию помощи и органов здравоохранения в секторе Газа, около 70% погибших — женщины и дети. Почти 10 000 погибших — дети в возрасте до 18 лет, еще около 8 000 пропали без вести.
Между тем, контрольно-пропускной пункт Рафах, небольшой пограничный город между Палестиной и Египтом, население которого когда-то составляло 300 000 человек, теперь укрывает почти половину населения Газы. До этой войны население сектора Газа составляло 2,2 миллиона человек, а после эвакуации жителей в сторону контрольно-пропускного пункта Рафах население этого района продолжает увеличиваться.
Те жители Газы, которые пережили израильские военные операции, теперь подвергаются риску быстрого распространения инфекционных и других заболеваний. За последние две недели значительно возросло число случаев желтухи, респираторных инфекций и диареи у детей в возрасте до пяти лет, а также наблюдается тенденция к росту этих заболеваний в других возрастных группах.
Кроме того, Нетаньяху попросил Байдена оказать давление на Египет, чтобы тот открыл границы с сектором Газа и принял палестинских беженцев. Некоторые члены израильского кабинета министров также открыто говорили о том, что сделают сектор Газа непригодным для проживания, полностью разрушив поселения, здания, школы, мечети и больницы.
Если доказательства геноцида будут установлены Международным судом, то США также будут включены в этот процесс в связи с их связью с этой военной операцией, поскольку по международным законам этот акт считается преступлением. Участие Америки в этом деле обусловлено главным образом оружием, которое она предоставила Израилю. По данным Евро-Средиземноморской организации Human Rights Watch, с начала войны в Газе Вашингтон отправил Израилю большое количество наступательного оружия и боеприпасов, в том числе 15 000 бомб и 57 000 минометов.
Уроки военного нападения Израиля на сектор Газа
Из войны Израиля можно извлечь несколько уроков. Первый момент заключается в том, что военные интервенции Соединенных Штатов во Вьетнаме, Афганистане и Ираке ясно показывают опасность длительных, вызывающих разногласия и дорогостоящих военных интервенций.
Во-вторых, военную структуру и базы Хамаса в секторе Газа можно ликвидировать, но нельзя победить идею и движение сопротивления оккупации и борьбы за самоопределение.
Наконец, в случае провала каких-либо будущих переговоров между Израилем и Палестиной по политическому разрешению напряженности с использованием решения о двух государствах, невозможно создать мир и стабильность в регионе, но важным моментом является то, что бесконечные новые незаконные поселения на Западном Берегу и расширение старых израильских поселений значительно ослабило эффективность решения о двух государствах. Многие наблюдатели также предупреждают о возможных угрозах, связанных с продолжением строительства таких поселений, которое является незаконным по международному праву.
В настоящее время наблюдатели за кризисом в Газе единогласны и, основываясь на этом консенсусе, решение о создании двух государств должно стать неизбежной частью переговоров после любой войны между Израилем и Палестиной.
Неподготовленность Израиля к управлению ситуацией после войны в Газе
В нынешней ситуации нет четкого ответа на эндшпиль Израиля, поскольку Нетаньяху, очевидно, не готов прекратить войну в ближайшее время. По оценке израильской армии, война в Газе, вероятно, продлится до 2024 года, чтобы полностью уничтожить военную инфраструктуру ХАМАС.
Харзи Халеви, израильский военачальник, предупредил, что отсутствие плана по управлению послевоенным периодом в секторе Газа и обеспечению его безопасности может свести на нет все достижения Израиля за 4 месяца войны. Отсутствие подготовки Израиля к так называемому «наступлению дня после» в секторе Газа происходит в тот момент, когда Израиль объявляет об изменении своих военных операций против ХАМАС, что вызывает растущую обеспокоенность внутри Израиля.
Обширные разрушения и большие потери, вызванные войной в Газе, могут со временем ослабить экономику Израиля и его международное положение, одновременно усиливая чувство мести среди нового поколения палестинцев.
Для многих палестинцев ответ Израиля Хамасу в форме коллективного наказания жителей Газы является жестоким и бесчеловечным. Хотя есть большие опасения по поводу реакции Израиля, ХАМАС, несомненно, является лидером палестинцев и имеет в своих руках все карты.
В долгосрочной перспективе затяжная борьба может привести к тому, что «ХАМАС сплотит разъяренное осажденное население Газы, поможет дезинтеграции Палестинской автономии и заставит палестинцев рассматривать Палестинскую автономию как бесполезное дополнение к военной мощи Израиля».
Противоположный результат усилий Израиля
Продолжение переговоров о нормализации между арабскими странами и Израилем кажется маловероятным. По мнению Альтермана, в такой ситуации происходит выражение солидарности глобального Юга с палестинскими идеалами, европейская критика военного экстремизма Израиля и рост внутренних конфликтов в США.
Эти случаи ослабят поддержку двух фронтов со стороны США и Европы, которой Израиль пользуется уже долгое время. Возможность распространения этого конфликта на весь регион может подогреть противоречия между странами региона по поводу стоимости союза с Израилем.
Как и в случае со многими военными интервенциями США в другие страны, последствия войны в Газе предсказать сложно. Но очевидно, что военная кампания Израиля может ослабить или даже разрушить инфраструктуру Хамаса в секторе Газа, но тем самым Израиль подпитывает действия нового поколения палестинцев против оккупации их земель и ставит под угрозу их долгосрочную безопасность.
Кроме того, на карту поставлено и доверие к Вашингтону на Ближнем Востоке, особенно после того, как Соединенные Штаты проголосовали против или отказались от призывов ООН к прекращению огня и оказанию помощи Газе. Также постоянные авиаудары Израиля сделали невозможным доставку помощи в Газу. Без прекращения огня в Газе не будет предпринято никаких конкретных действий, чтобы положить конец одной из худших гуманитарных трагедий в мире.
Попытки Израиля нормализовать свои отношения с арабскими странами, сосредоточив внимание только на экономических вопросах, избегая при этом палестинского вопроса, привели к обратным результатам после конфликта в Газе. Что еще более важно, кризис в Газе выявил неспособность администрации Байдена использовать, например, дипломатическое решение на основе создания двух государств, которое она уже давно устно поддерживает.
В результате авторитет и дипломатическое влияние США также значительно снизились на Ближнем Востоке. Точно так же Израиль также столкнется с жесткой критикой со стороны международного сообщества. Операция «Буря Аль-Акса» последовала за интенсивной военной операцией Израиля в Газе, и она поднимает серьезные вопросы о возможности военных преступлений со стороны Израиля.
Но понятно, что два неправильных действия не приведут к одному и тому же правильному результату. Сторонникам нападения на сектор Газа следует еще раз взглянуть на уроки, извлеченные из военного вмешательства США в Афганистане и Ираке. В обоих случаях военная интервенция и оккупация Харины были очень масштабными и заставили США уйти из этих районов и вызвать сопротивление народов, причинив огромные страдания гражданскому населению и приведя к долгосрочным безуспешным политическим результатам.
Вторжение США в Афганистан не смогло предотвратить возвращение талибов к власти в этой стране, а появление ИГИЛ в Ираке, Сирии и на Аравийском полуострове создало новые и сложные вызовы для стабильности региона.