От болота до культурной столицы: пять популярных заблуждений о Санкт-Петербурге
Загадочный, величественный, мистический и невероятно красивый. Город, история которого началась с «царского каприза», с желания построить столицу мечты и сказочный «парадиз». Императорская «блажь», воплощенная в реальность и ставшая знаменитым «окном в Европу». Ровно 320 лет назад, 27 мая 1703 года, на Заячьем острове началась закладка Петропавловской крепости. С тех пор эта дата считается днем основания Санкт-Петербурга.
Table of Contents (Show / Hide)
История возникновения культурной столицы России овеяна множеством мифов и легенд, в которые многие люди верят до сих пор. MIR24.TV собрал самые популярные заблуждения о строительстве Петербурга и узнал достоверные факты о том, как этот город появился на самом деле.
Первый камень
Каждому россиянину еще со школьной скамьи известно: Санкт-Петербург – «Петра творенье». Отчасти это, конечно, правда – без инициативы государя строительство таких масштабов было бы невозможным. Однако история о том, что именно Петр I заложил первый камень крепости – лишь красивая легенда. Согласно ее сюжету, во время обхода новых владений на Неве самодержец срезал два пласта дерна, сложил их крест на крест и объявил, что с этого места начнется город. В тот же миг над головой императора воспарил орел, появление которого царь воспринял как хороший знак.
В действительности же, Петра I в день закладки крепости не было на Заячьем острове. Историки предполагают, что он находился в 200 километрах от этого места, на Лодейном поле, где происходило строительство кораблей для будущего Балтийского флота. Кроме того, эксперты уверены, что и орла в этой истории быть не могло, ведь такие птицы в Ленинградской области не водятся.
Впрочем, план Петропавловской крепости и будущей столицы принадлежит именно Петру. О том, кто именно начал возведение знаменитого бастиона, в документах не упоминается. Известно лишь, что изначально его стены были из дерева. Первый же камень государь заложил лишь спустя три года, когда постройку решили перезаложить в кирпиче.
Город на болоте
Многие ошибочно полагают, что до основания северного мегаполиса на его месте простирались лишь непроходимые болота. На самом же деле еще до того, как эти земли отошли Российской империи, здесь располагалась шведская провинция. Люди селились только там, где можно было получить хороший урожай, так что бесплодной местную почву назвать никак нельзя.
Исследователи считают, что на месте исторического центра Петербурга располагалось примерно четыре десятка поселений. Среди них упоминаются Волково, Кухарево, Купчино, Максимово, Одиново, Сабирино. Люди проживали и на Васильевском острове, и вдоль реки Фонтанки, где существовала финская деревня Каллила, которую позже переименовали на русский манер – Калинкино.
Жители этих поселений принимали активное участие в строительстве петровского «Парадиза» и стали первыми петербуржцами. К концу правления Петра I население Петербурга насчитывало уже до 40 тысяч человек.
Стоит отметить, что болота в этой местности все-таки действительно существовали. Но они покрывали лишь пятую часть территории будущей столицы Российской империи. Известно, что топи осушали там, где сегодня располагается Инженерный замок. На трясине распростерся и район Думской улицы. Избавляться от топких участков приходилось вплоть до 1780 года, пока Неву полностью не заключили в гранит.
Стройка «на костях»
Еще один распространенный миф, связанный с рождением северной столицы, гласит о невероятном количестве человеческих жертв. О том, что Петербург построен «на костях», говорится во многих художественных произведениях, а авторитетный историк Василий Ключевский и вовсе называл город «великим кладбищем для народа».
Санкт-Петербург на самом деле возводился усилиями крепостных, а также подневольных крестьян и солдат. Но не стоит полагать, что рабочие держались на стройке до тех пор, пока не упадут без сил. Из-за непростых условий люди работали в две-три смены, при этом каждые пару месяцев их сменяли новые трудящиеся вахтовым методом. Общее количество направленных на стройки не превысило 300 тысяч.
Кстати, несмотря на подневольный характер труда, строителям выдавалось приличное денежное содержание. А с 1717 года для этой задачи стали приглашать вольнонаемных рабочих. Современные историки подсчитали, что смертность на стройках Петербурга, Кронштадта и других объектов составляла 6-8% в год. Такая картина соответствовала естественной смертности того времени.
Известно также, что в попытках отыскать петровское «кладбище» советские археологи неоднократно пытались раскопать места захоронений жертв строительства Петербурга. Однако все эти экспедиции оказывались тщетными.
Байки про зайцев
Множеством легенд овеяно и название Заячьего острова. Так, по одной из них, ушастое создание запрыгнуло на сапог Петра I, когда тот плыл на лодке во время наводнения. В честь этого император и решил назвать это место. В других источниках говорится о большой популяции пушистых животных в окрестностях будущей столицы империи. Согласно третьему поверью, однажды государь отчитывал плотников за плохую работу. В этот же момент заяц, убегавший от хищника, запрыгнул Петру на руки. Неожиданное появление зверька растрогало царя, и он сразу же смягчился по отношению к подданным.
Все эти байки с большим энтузиазмом рассказывают экскурсоводы гостям культурной столицы. А яркой иллюстрацией к рассказам служит памятник зайцу, установленный на входе в Петропавловскую крепость в честь 300-летия города.
Современные же этнографы уверены, что название острова не имеет к зайцам никакого отношения, а появилось оно в результате путаницы при переводе с финского языка.
По версии ученых, настоящее название местности происходит от «Jäänisaari», что означает «Ледяной остров». Вероятно, подручные Петра I неправильно расслышали оригинальное произношение и решили, что шведы именуют эти окрестности «Jänissaari». Разделив слово на две части, janis (заяц) и saari (остров), они пришли к выводу, что он заячий.
Сто один остров
С момента основания Санкт-Петербург принято сравнивать с Венецией. Это легко объяснимо: оба города построены на островах. Вот только итальянский образец расположен на 118 участках суши, а северная столица, по некоторым данным, насчитывает 101 остров.
Однако сегодня информация о сотне петербургских островов – уже не более чем легенда. За два прошедших столетия их количество значительно уменьшилось. Установить точное число сухопутных участков в городе в настоящее время никто не берется. Известно только, что это значение колеблется от 40 до 42.
Остальные острова исчезли в связи с природными факторами. Неоднократный подъем ила со дна реки и многочисленные наводнения приводили к образованию новой или исчезновению уже существующей почвы, в том числе за счет ее слияния с соседними территориями. Кроме того, острова объединялись и в результате человеческой деятельности. Например, в рамках программ по благоустройству города многие каналы были попросту засыпаны землей для удобства передвижения местных жителей.
Источник: mir24.tv