Действительно ли способность к восстановлению ограничена такими четкими рамками? Или благодаря непрерывно развивающейся медицине и научным достижениям будущего у нас все-таки есть шанс эти границы раздвинуть? Жить не 150, а все 200, 500, 1000 лет и больше? Об этом мы поговорили с биологом, палеонтологом, заведующим кафедрой биологической эволюции Биологического факультета МГУ Александром Марковым.
«Никто не знает, что в норме происходит с человеческим организмом на интервале от 120 до 150 лет, – отмечает ученый. – Только один человек за историю науки пересек 120-летний рубеж – это француженка Жанна Кальман. Поэтому то, что происходит с человеческим организмом после 120 лет, науке в принципе никак не может быть известно, до этого просто никто не доживает».
Вопрос о том, существует ли какой-то непреодолимый предел человеческого долголетия или по мере развития науки и медицины мы можем его удлинять до 150-200 лет и более, опять-таки, точного ответа не имеет, считает Александр Марков – ведь «наука не поддается детальному прогнозированию».
«Наука – это такая вещь, развитие которой не является предсказуемым по определению, потому что в ходе развития науки открываются такие вещи, которых мы сейчас просто не знаем. Мы не можем предсказать, какие открытия будут совершены в будущем. Поэтому я бы не стал исключать того, что если развитие человеческой цивилизации будет продолжено, то откроются такие вещи, о которых мы сейчас даже не подозреваем и которые, в частности, позволят человеческому если не телу, то сознанию существовать дольше 120 лет. Это, может быть, будут уже не люди, а какие-то киборги, электронные носители сознания.
Но на данный момент, если медицина и все развитие человечества, допустим, замерло бы и осталось таким, как сейчас, то при таких условиях, если больше ничего не будет открыто, по-видимому, человек действительно больше 120 лет прожить не может», – полагает палеонтолог.
Исследование сферхдолгожителей (людей, которые пересекли 110-летний рубеж) – весьма обширная и перспективная область науки, но здесь есть две сложности. Во-первых, таких людей довольно мало, а значит, и данных недостаточно. А во-вторых, не до конца ясно, продолжается ли у них процесс старения.
«Известно, что у людей, как и у многих животных, процесс старения, то есть снижения жизнеспособности с возрастом идет по так называемому закону Гомпертца. Примерно каждые восемь лет жизнеспособность уменьшается вдвое. То есть вероятность умереть в течение года, когда вам 30 лет, в два раза меньше, чем в 38. И где-то к возрасту 100-110 лет вероятность умереть в течение ближайшего года достигает величины примерно 50%», – объясняет эксперт.
А вот растет ли она дальше? «Там неоднозначные данные, просто потому, что мало статистики по сверхдолгожителям. Есть предположение, что после 110 лет люди не продолжают стареть, а «замирают» в очень дряхлом состоянии. Это не доказано, но есть такая гипотеза, что их старение останавливается и вероятность смерти в течение года сохраняется на уровне 50%. Но даже если это так, это небольшое облегчение, потому что при 50%-ной вероятности умереть в течение каждого года долго вы не проживете», – говорит Марков.
При этом ученый подчеркнул, что его как эволюциониста старение интересует прежде всего как пример «признака, который является, на первый взгляд, очевидно вредным, тем не менее в ходе эволюции упорно сохраняется у большинства видов». Обывателей же, как правило, интересует практическая сторона вопроса – как избежать старения, как его отодвинуть? Какие пищевые добавки употреблять, чтобы дольше сохранять молодость и здоровье? Все это имеет мало отношения к эволюции старения. Однако именно в исследованиях такого рода, возможно, кроется секрет «вечной молодости».
«Почему, например, люди имеют более высокую потенциальную продолжительность жизни, чем, скажем, наши ближайшие родственники – шимпанзе? Шимпанзе, как его ни лечи, как о нем ни заботься, не живет больше 60 лет. Для орангутанов и горилл тоже 60 лет – это предел. Если есть отбор и достаточно времени, то эволюция в состоянии продлить жизнь человека и любого другого организма. Все наше развитие, включая старение, прописано в наших генах. Поэтому дайте несколько миллионов лет, дайте упорный отбор на продление жизни – и люди будут жить не до 120, а до 140 и более лет. Если бы мы все знали о том, как работает наш организм, понимали бы, какие изменения каждого гена к каким последствиям приведут, мы могли бы рассчитать, как именно нужно изменить наш геном, чтобы мы жили дольше. Нам просто пока не хватает для этого знаний», – подытожил эксперт.
Источник: mir24.tv