При этом публичные пикировки между официальными лицами Украины и различных западных стран на тему поставок идут уже несколько месяцев.
После того как наступление началось, но оказалось достаточно медленным, украинские власти все чаще говорили о том, что западные партнеры не оказывают стране достаточной поддержки. При этом официальные лица уверены: возможность с легкостью передать требуемое у США и ЕС есть. Президент Украины Владимир Зеленский даже заявлял, что все запросы Украины едва доходят до пяти процентов от содержимого арсеналов стран НАТО.
При этом среди жителей западных стран отношение к поддержке Украины постепенно ухудшается. В частности, проведенный в США опрос показывает, что число тех, кто считает помощь Украине чрезмерной, увеличилось в четыре раза, а среди республиканцев — почти в семь раз, до 40 процентов. В следующем году Соединенным Штатам предстоят президентские выборы, и оппозиционный кандидат (вне зависимости от его персоны) не обойдет вниманием эту волнующую избирателя тему для критики Белого дома. Так, Дональд Трамп уже потребовал перекрыть любые транши Украине, пока идет расследование коррупционных связей семейства президента Джо Байдена с украинской стороной.
Нельзя просто бросаться деньгами и говорить, что они кому-то нужны. Как насчет денег, которые мы уже потратили? На что потрачены деньги и в чем заключается победа?
Кевин Маккарти
спикер палаты представителей Конгресса США
В европейских странах оппозиционные политики также активно используют тему неэффективности и чрезмерности поддержки Украины, зачастую их поддерживает и экспертное сообщество. Разумеется, резкие заявления украинских властей не добавляют им популярности, причем даже среди союзников. Например, посол Польши Бартош Цихоцкий заявил что Украина, получая огромную поддержку извне, не ценит ту роль, которую Польша играла для нее в последние годы.
Впрочем, есть и куда более серьезная проблема, чем слова политиков. Это так и не побежденная на Украине коррупция.
По накатанной
В США считают высокий уровень коррупции на Украине «серьезной помехой» в оказании военной помощи.
Еще в начале года в Киев прибыли ревизоры из США для расследования нецелевого использования выделенных средств. Для борьбы с коррупцией посольство США в Киеве планирует увеличить штат, так как риски, связанные с надзором за «беспрецедентными объемами иностранной помощи», будут сохраняться «до стабилизации ситуации». Увеличение штата посольства поможет в организации «тщательного надзора».
В долгосрочной перспективе (...) коррупция в украинском правительстве и частном секторе создает риски для эффективности внешней помощи США, что требует жесткого контроля
Дело в том, что на протяжении всего времени боевых действий страну сотрясают коррупционные скандалы, причем самые серьезные происходят как раз в военной сфере. О том, что коррупция в стране только выросла, говорят и сами украинцы.
Если Украина собирается привлекать инвестиции, она должна создать наилучшие условия для привлечения этих инвестиций. В конечном итоге мы хотим, чтобы они были безопасными, защищенными и максимально эффективно распределялись через надежные и реформированные украинские институты
Джеймс Клеверли
министр иностранных дел Великобритании
Сначала страну сотряс коррупционный скандал, связанный с закупками Министерством обороны Украины питания для военных на передовой по завышенным ценам.
Затем депутат Верховной Рады Гео Лерос опубликовал информацию о том, что ведомство через государственное предприятие «Прогресс» закупало по завышенным в два-три раза ценам артиллерийские снаряды в Болгарии. Переплата при этом составила 170 миллионов евро. Это предприятие, по информации депутата, курирует Александр Миронюк, бывший заместитель министра обороны из ближнего круга руководителя офиса президента Андрея Ермака.
В отдельных случаях оборонное ведомство заключало контракты на поставки вооружений с фирмами-однодневками, которым перечисляли сто процентов стоимости контракта авансом, после чего контракты не исполнялись, фирмы исчезали, а долги списывались как безнадежные. За первый год горячей фазы конфликта задолженность Министерства обороны Украины по таким контрактам на закупки амуниции и боеприпасов составила, по данным Гео Лероса, 1,3 миллиарда долларов.
Перспективы без помощи
Украина при этом не сможет самостоятельно, без внешней помощи, продолжать конфликт с Россией. Такой вывод можно сделать, исходя из того, что даже сейчас, при полномасштабной военной поддержке, которую НАТО оказывает Украине, ее войска так и не смогли нанести существенного поражения России. На протяжении последних месяцев линия фронта стабилизировалась, а зимой и весной российские подразделения провели ряд тактических наступательных операций.
По итогам почти двух месяцев контрнаступления Вооруженные силы Украины так и не сумели добиться сколько-нибудь значимых результатов
Потери ВСУ в живой силе при этом, по российским данным, перевалили за 26 тысяч человек.
Сейчас у украинских подразделений наблюдается исчерпание запасов собственной военной техники. Существовавшие к началу конфликта оборонные заводы или уже разрушены ударами российских сил, или же, если их производственные линии эвакуированы, могут осуществлять лишь ремонт и модернизацию техники. Исключением является производство беспилотников, которое можно развернуть даже в небольших ангарах. Однако в долгосрочной перспективе Украине будет сложно обеспечить себя оружием, военной техникой и снаряжением.
Украина вряд ли сможет противостоять России без западной помощи — финансовой, оружием, техникой и разведданными.
В западных странах копится усталость от украинского вопроса, связанная как с высокой ценой содержания Украины, так и с резкими заявлениями представителей украинской элиты и простых граждан в соцсетях, которые требуют от Запада все больше и больше вкладываться в конфликт, забыв о собственных интересах
Эти резкие заявления продиктованы тем, что украинскому руководству приходится поднимать ставки, чтобы получить вооружение и финансовые средства, без которых государству грозит коллапс.
При этом время может работать в интересах обеих сторон: затягивание конфликта выгодно России, так как объемы западной помощи Украине могут снизиться, а без нее экономика страны фактически недееспособна, — речь идет даже не о способности содержать и развивать мощную армию, а о выживании государства и выполнении им минимальных обязательств. Но время может сыграть и в пользу Украины.
Заморозка конфликта — это фактически единственный шанс накопить ресурсы и подготовиться к более тяжелому сражению в будущем, по мнению украинских элит
Тем более что у них имеется недавний опыт Минских соглашений, которые позволили укрепить армию и наладить прочное взаимодействие с союзниками. Среди украинских политиков, безусловно, есть желающие повторить опыт недавнего прошлого, благо снижение интенсивности боевых действий как раз позволит сосредоточить ресурсы даже при условии снижения объемов западной военной помощи.
Однако для реализации этой задачи украинским элитам надо перестать жить одним днем и воспринимать западную помощь как бесплатную и бесконечную поддержку (на которой к тому же можно нажиться), а стараться использовать ее наиболее рационально. Но это изменение мышления может оказаться куда более сложной задачей, чем лоббистские усилия по формированию альянсов помощи Украине и распределению выделенных средств.